Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия.

Шестая Московская биеннале современного искусства изменила свою структуру. Первые десять дней выставки были посвящены «событийной» части, в которую вошли обширная дискуссионная и перформативная программы. Вторая, «экспозиционная», часть проходила в течение следующего месяца и представляла работы художников, созданные по итогам «событийной» части биеннале. Основной проект выставки располагался на ВДНХ: в Центральном павильоне проходили публичные дискуссии и мастер-классы с участием российских и зарубежных представителей сферы искусства, а также известных учёных и общественных деятелей.

Биеннале: 22 сентября -- 1 октября 2015

Выставка-документация биеннале: 3 октября -- 11 октября 2015

 

Ivesmaes grey

Maes, Ives

°1977
Born in Hasselt, BE
Based in Antwerp, BE

Ив Мэс несколько лет работал над проектом “Перерабатываемый лагерь беженцев”, создавая биоразлагаемый жилой модуль, который отвечал бы всем требованиям УВКБ. Тем самым художник с некоторой долей иронии исследовал способность искусства оказывать влияние на ситуацию в мире.

Последнее время Мэс специализируется на изучении сооружений, возведенных к проведению Всемирных выставок — часто это обветшалые останки ушедших в прошлое утопий. Его исследование, ведущее исчисление с лондонской Всемирной выставки 1851 года, было опубликовано в 2013 году в виде книги, приуроченной к выставке на ту же тему в Музее искусства Нельсон-Эткинс. Художник посещал ВДНХ несколько раз. И хотя его фотографические наблюдения были сделаны не так давно, они уже стали важными историческими свидетельствами.

 

Предметы
Soviet Stereographs
Пункт подробности
Soviet Stereographs, 2015
Photography, variable dimensions
stereo photography

C 2008 по 2013 год Ив Мэс фотографировал по всему миру руины зданий, построенных к проведению Всемирной выставки. Его работы обнаруживают иронический контраст между грандиозными утопическими идеями прошлого и современной городской реальностью. Несколько раз Мэс снимал и место проведения Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, для которой в 1939 году был построен выставочный комплекс, ставший местом проведения 6-й Московской биеннале.

После распада СССР место пришло в запустение. В 2009 году Ив Мэс запечатлел павильоны, находившиеся в полуразрушенном состоянии, и то, что находилось внутри. Лавки с безделушками и музей восковых фигур соседствовали с памятником Ленину, в павильоне СССР, привезенном с Монреальской выставки 1967 года, располагался продуктовый рынок, ракета напротив павильона “Космос” покрылась ржавчиной, скульптура Веры Мухиной, когда-то возвышавшаяся над советским павильоном на Всемирной выставке в Париже, была разобрана. 

В 2013 году Мэс вернулся в Москву, чтобы запечатлеть воссозданный павильон-постамент для монумента Веры Мухиной, повторяющий сооружение 1937 года, и саму скульптуру рабочего и колхозницы с серпом и молотом, прошедшую реставрацию. Этот символ советской эпохи казался временной аномалией, возникшей снова почти через 80 лет после сноса. После реконструкции, начавшейся в 2013 году, символы советского времени были представлены заново — выставочные площадки были очищены, величественная архитектура павильонов была восстановлена.

В рамках проекта “Советские стереографии” архивные снимки и снимки, сделанные Мэсом в 2009, 2013 и 2015 годах, были объединены при помощи технологий стереоскопии. Изображения разных годов смешались и образовали призрачные картины промежуточных времен — моментов между строительством, сносом и реконструкций; между коммунизмом, капитализмом и неопределенным промежуточным временем.